священник Алексей (saag) wrote in kakdeti_ru,
священник Алексей
saag
kakdeti_ru

притчи: да слышаще не разумеют...

Наши Онагри уже третье или четвертое воскресенье подряд поют литургию настоящим "левым клиросом". Пока держатся молодцами, терпят "тяготу дне и вар". А после - на занятия в воскреску.
Было решено не оставлять с ними посильное изучение церковнославянского. Было решено, что это будет не псалтирь пока что, а Евангелие: чтобы на литургии слушали - и понимали. Сегодня на службе читалось евангельское зачало, которое мы разобрали с ними в прошлое воскресенье; а разобрали сегодня то, которое будет читаться через неделю. В этой связи борюсь с этаким дежа-вю всякий раз. Начинаю читать - и мысль: "Стоп, это зачало ведь уже было недавно!" И уже на ходу соображаю, что это в памяти следы от разбора с Онагрями шевелятся )
Сегодня проходили от Луки 35 зач. (гл. 8. 5-15):

5. <Сказал Господь притчу сию:> вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6. а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7. а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8. а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9. Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10. Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12. а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13. а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14. а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15. а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


(Ну, на церковнославянском лучше, как всегда!)
Так вот, я в очередной раз убедился, что без "акции включения мозга" не обойтись. (На прошлой неделе я велел Онаграм посчитать, сколько штук аористов 3 лица ед. числа всего в зачале; они накинулись на задачу - и мозг тут же включился!)  Сегодня на ум пришло менее конкретно-техническое. Я спросил ребят: почему же Иисус "не хочет", чтобы кто-то (кое-кто? некоторые?) из видящих и слышащих ничего не поняли? Сперва спросил (чтобы включился мозг - и сработало!), а уже потом стал придумывать, что сам смогу ответить на этот свой вопрос быстро и коротко.
Что-то вроде того, что притча о сеятеле - это притча о самой притче как методе Божьего Слова. Притча о том, как слово ложится в разные сердца (и в разные "глаза" и "уши"). Что слово может "проскользнуть" и бесследно вылететь в другое ухо, если будет преподано в стиле легко перевариваемой информашки; об усилии, о свободе...
Пока я это в себе готовил, вслух снова повторяя вопрос для размышления, девчонки жеманничали и шептались, а мальчишки чесали головы (видимо, они так рыхлили почву!), мальчик лет 9-ти по имени Иван вдруг сказал простую и потрясающе верную вещь: "Чтобы не смеялись".
Это было сказано из опыта мальчишьей жизни, из самого сердца. И потому, наверное, сказано не тем соревновательным тоном - "успеть первым правильно угадать!" - а как-то утвердительно и с едва заметным волнением. Ваня - младший в группе (ему бы в пору к СашкАм ходить по субботам, но расписание не годится). В этот момент он, похоже, очень хотел, чтобы острые на язык Онагри не засмеялись - и будто не очень был в них на сей счет уверен.
Уже вечером по дороге из храма я снова вспомнил этот ответ.
Подумать только: Всесильное Слово Божие, Христос Господь сходит к людям, чтобы открыться (вочеловечившись, тем самым становится уязвимым, ранимым). Впускает людей в сокровенные области своего сердца. Но не готов доверять эту святыню всем подряд - и прячет свои Откровенные слова в шкатулку притчи - чтобы люди не смеялись! А просто эту шкатулку не получится открыть, глумясь и смеясь (необходимо хотя бы захотеть сосредоточиться на процессе).
Но кто все равно предпочтет смеяться, тот будет смеяться уже не над Самим Словом истины, а просто от непонимания. Все-таки меньше греха в том.
Единственное - таковый не поймет даже, что пропустил - тем и наказывает сам себя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments