Татьяна Губина (tatiana_gubina) wrote in kakdeti_ru,
Татьяна Губина
tatiana_gubina
kakdeti_ru

Categories:

Глаголы как средство разобщения

Коллега возмущалась: "Как ты могла сказать, что я "участвую"? Вовсе я не участвую! Ну прихожу просто, интересуюсь, обсуждаю, помогать готова. Но это же не значит - "участвовать"!"  Выяснили, что "участвовать", по ее мнению, значит  - "быть в списках". А в списках она по каким-то своим резонам быть не хочет. Да и списков-то нету никаких... Пообещала ей последить за выбором глаголов.

Почему именно глаголы? В любых частях речи два человека запутаются. Помните тот старый анекдот про мужика, который назвал кого-то "рыбонькой"? И чем там дело закончилось... Ну да, ну да, каждое слово включено в наш индивидуальный арсенал познания мира, нагружено особыми, только нам ведомыми смыслами, "коннотациями и ассоциациями".  Но все же... Все же - глаголы.

      - Почему ты ничего не делаешь?
      - Как это - не делаю? Я сижу и думаю!
      - Ты что, издеваешься?
      - Почему издеваюсь? Я правда думаю...
      - Да как ты смеешь так говорить? И так на меня смотреть?
      - Да я вообще никак не смотрю...
      - Вот именно - не смотришь! Попросту - игнорируешь!
      -
Блин! Я просто смотрел в другую сторону!
      - Вот именно!

Это не анекдот. Это вполне заурядный разговор двух людей, один из которых переполнен эмоциями. Где эмоции - там дополнительные смыслы. "Не согласованные" с тем, кто поневоле становится оппонентом.

Разобщение " в глаголах" - не только на уровне эмоций.

      - Иванов, ты меня не слушаешь! - возмущается учитель, глядя на Иванова, который стоит, опустив глаза и даже немножко отвернувшись. Ну откуда же "визуалу"-учителю знать, что "аудиал" Иванов именно слушает! Он  подставил ухо, потому что слушают - ухом. И даже специально наклонил голову, чтобы лучше слышать. И отвел взгляд, чтобы зрительные впечатления не мешали восприятию аудиальной информации. Ну, про визуалов, аудиалов и кинестетиков - это такая "легкая психологическая классика".

А вот еще - пожалуй, фавориты взаимонепонимания - "знаю" и "сделаю".
У Джером Джерома, кажется, было про то, как он спрашивал у служанки, знает ли она, который час. "Знаю", - отвечала девушка и спокойно уходила. С ее точки зрения, на вопрос она ответила.

На вопрос: "А вы знаете, как работает паровой  двигатель?", - вы честно отвечаете - "знаю".  Предположим, что честно. Как вы думаете, разговор на этом закончится? Скорее, нет. Тот кто спрашивал, все равно вам расскажет, как он работает. Это в случае, если вы его не опередите. Потому что вопрос "а вы знаете?" чаще воспринимается как вызов. Ну или как завязка разговора. Попробуйте, позадавайте аналогичный вопрос детям - "а ты знаешь...?" Выберите что-нибудь такое, что ребенок скорее всего знает, но не слишком простое. Если знает - тут же начнет рассказывать. Если не знает - может и обидеться, приписав вопросу много разных смыслов....

      - Сделаешь?
      - Сделаю!
Если вам действительно важен результат, не забудьте поинтересоваться, что именно человек собирается сделать. Особенно, если этот человек - ребенок. Потому что если вы не выясните этого сразу, то потом придется употреблять глаголы "обещал" и "договорились". Выслушивая в ответ, что "вовсе не обещал" и "так не договаривались". Плавно переходя к следующему набору - "подвел", "не ожидал" и т.д.  и т.п. Хорошенько эмоционально нагрузив все это... дополнительными смыслами, типа "не уважает", "не ценит". Ну тут уж и до других частей речи недалеко...

А вот еще, тоже с детьми характерно. Такая ситуация - взрослый долго и подробно объясняет ребенку, в чем тот не прав, что он сделал не так, как нужно было поступить, как в таких ситуациях поступают другие люди, в частности, сам говорящий. Короче, такая воспитательная беседа происходит. Заканчивается она обычно коронным вопросом - "ты понял?" "Понял" - кивает ребенок, делая сурово-виноватое лицо. Попросите его пересказать своими словами, что именно он понял. Узнаете много интересного  и неожиданного. Только ребенка не ругайте потом, он не виноват. Просто вы говорили о чем-то своем...

Ну напоследок. Хороший способ поссориться с человеком - это объяснить ему "что он думает на самом деле". Убедив его при этом, что уж вы-то точно знаете, "что он имел в виду" и что он "хотел этим сказать". Действует почти мгновенно и, как правило, без осечек.











Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments